«Хоррор Фест»: Священники рассказали, что не так в фильмах про экзорцизм, а что правда - НСТ

«Хоррор Фест»: Священники рассказали, что не так в фильмах про экзорцизм, а что правда
10 декабря 2021

Сюжеты про экзорцизм и столкновение с инфернальными сущностями – одни из самых распространенных в фильмах ужасов. Так, в топ-10 самых прибыльных хорроров за всю историю кино вошли «Изгоняющий дьявола» (1973), «Проклятие монахини» (2018) и «Заклятие» (2013). «Изгоняющий дьявола» также находится на 11 месте в топе самых лучших фильмов ужасов за всю историю кино по версии IMDb. Одноименному роману Уильяма Питера Блэтти, на основе которого был создан фильм, в этом году исполнилось 50 лет. Во многом благодаря книге и фильму термин «экзорцизм» стал широко известен, тогда как ранее его знали в основном только католики.

Среди православных священников мнения по поводу фильмов про экзорцизм, как и насчёт самого обряда, разнятся.

Так, православный священник, поэт, публицист Сергей Круглов называет «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина «замечательным психологическим» и «потрясающей силы фильмом». Вообще, по словам Круглова: «христианская тематика – это number one в фильмах ужасов» и она постоянно муссируется во всех хоррорах.

Священник считает, что тема, когда церковные символы и атрибуты перестают действовать, если человек теряет веру, – очень серьёзная и важная: «мы помним в «Экзорцисте» Фридкина, когда у молодого священника проблемы с верой, проблемы со своей психологией. И когда он начинает сомневаться – начинает уступать злу».

Что нечистую силу можно победить только с помощью веры, согласен и священник Павел Островский. По его словам, если в картине показано, что человек побеждает нечистую силу без Бога – это и есть уловка нечистой силы. Но в целом Павел Островский не очень положительно относится к подобному кино, так как «люди пытаются изобразить то, о чем они явно не имеют представления». По мнению священника, из-за неверной трактовки сил зла в фильмах ужасов у человека может сложиться неверное представление о реальной дьявольской силе. «Вот приведу такой пример, – говорит Павел Островский, – выбирая между грабителем и педофилом – я выберу грабителя. Грабитель может быть ужасным, все деньги отнимет, а педофил может быть добрый и ласковый, а потом мучить. Зло гораздо глубже, гораздо более изощренное и хитрое, чем это показано в фильмах, в том числе и про изгнание дьявола и тому подобные».

«Представьте, что кого-то стошнило. И ты в эту лужу наступил, поскользнулся и упал целиком – вот это неприятно, омерзительно. Соприкосновение с нечистой силой – это именно вот так неприятно. Люди, которые думают, что им нравится тьма, что им нравится нечисть – они просто маленькие дети, которые думают, что бегают там, где лучше не бегать. Им просто повезло, что они с этим не сталкивались. Люди, которые с этим сталкивались, никогда не будут смотреть фильмы ужасов», – комментирует священник. Самым деликатным фильмом, связанным с темой христианства, Павел Островский назвал «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. 

Протоиерей, клирик собора Рождества Иоанна Предтечи Каинской епархии Сергий Воронкин убежден, что некоторые вещи в фильмах показывать вредно и опасно. «Экзорцизм, изгнание бесов – это ведь очень опасное, тяжёлое дело. И когда в кинематографе этот вопрос затрагивается, очень часто нам это демонстрируется, как это видит режиссёр, продюсер. А ведь на самом деле это трагедия. Это трагедия человеческой жизни и понятно, что помесь, примесь грехов, страстей того же самого экзорциста совершенно не соответствует моменту. То есть, изгнав одного беса, совершенно не значит, что ты справился с другим». Священник согласен, что в кинематографе часто видно совершеннейшее незнание церковной жизни.

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, священник храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость г. Благовещенска Святослав Шевченко напоминает, что экзорцизм – это, в первую очередь, изобретение католической церкви. В православии обряд не так распространён и является неким исключением из правил. Священник считает, что наиболее правильно экзорцизм показан в фильме «Остров» Павла Лунгина. Примерно так, по словам священнослужителя, происходит отчитка над одержимыми бесом. «А вот эти крики, крест, который лоб ему прожигает… Чуть ли не молнии с креста. В жизни ничего этого нет. Большинство фильмов делается для привлечения эмоций, и режиссёры и операторы используют максимально возможный набор эффектов», –  добавляет Святослав Шевченко.

Иеромонах, руководитель миссионерского отдела Сыктывкарской епархии Александр Митрофанов согласен, что картина Павла Лунгина «Остров» – самое близкое к реальности произведение об экзорцизме, а в «Изгоняющем дьявола» и других фильмах про экзорцизм все гиперболизировано. Иеромонах добавляет, что в жизни человеку важно не просто избавиться от бесов: «Экзорцизм используется как костыль, а человеку важно менять свою жизнь».

Иеромонах также советует в реальности с осторожностью относиться к ситуациям, когда человек якобы одержим бесом: «Случаи беснования достаточно редки. Непросто отличить бесноватого от просто  сумасшедшего. Раньше даже на заре психиатрии был такой способ, что человеку давали 10 стаканов с водой: 9 со святой и 1 с обычной. И если человек безошибочно выбирал стакан с простой водой, то его отправляли на экзорцизм. А если спокойно пил святую воду – лечили как обычного сумасшедшего. Потому что очень похоже. В ситуации, когда у человека подозрение на то, что он бесноватый, – ему не помешает обратиться и к обычным специалистам», – советует Александр Митрофанов.