«Хоррор Фест»: какие хорроры смотрят священники - НСТ
Российские священники предпочитают хорроры, где заложена мысль о любви и самопожертвовании, а молодёжные слэшеры вроде «Пятницы 13-е» и «Кошмара на улице Вязов» готовы смотреть «по долгу службы», чтобы отвечать на вопросы детей и подростков. Это выяснил киноканал «Настоящее Страшное Телевидение», поговорив со священнослужителями накануне открытия I Международного фестиваля фильмов ужасов «Хоррор Фест».
Любимые фильмы
Православный священник, поэт, публицист Сергей Круглов рассказал, что не выделяет фильмы ужасов в отдельный вид, он считает, что есть просто плохое и хорошее кино. «Кино – это средство проповеди». Священнослужитель разделяет фильмы ужасов на несколько подвидов. Среди «картин, которые уводят человека в эстетику» Круглов назвал работы немецких киноэкспрессионистов, крупных режиссёров немого кино Фридриха Вильгельма Мурнау и его картину «Носферату, симфония ужаса» и «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.
Из хорроров про любовь самым ярким Круглов считает «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы, по его словам, это кино стоит в одном ряду с «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли: «Это фильм о том, как человек понимает – отдав все за любовь, оказывается, нельзя было отдавать всего. Ты перестанешь быть самим собой и станешь каким-то исчадием зла». Также внешне довольно непритязательным, но глубоким фильмом про любовь и самопожертвование спикер назвал картину Джона Лэндиса «Американский оборотень в Лондоне».
Одна из лучших картин про дружбу, человеческие отношения, верность и жертвенность, по мнению Сергея Круглова, – шведская «Впусти меня» (реж. Томас Альфредсон). «Потрясающей силы фильмами» священнослужитель считает «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина и «Ребёнка Розмари» Романа Полански.
Из фильмов «вампирской» тематики Круглов предпочитает произведения, где «вампиры пытаются преодолеть свою вампирскую природу», например, отечественный «Вампиры средней полосы» с Юрием Стояновым. «Вампирская тема часто наводит на такие размышления – как человек пытается изменить свою природу и добраться до чего-то высокого и светлого. Кино – это разговор человека о человеческом в человеке», – прокомментировал священнослужитель.
Среди хорроров, которые не сами по себе пугающие, а ставят страшные по своей важности вопросы, Сергей Круглов назвал фильмы Ари Астера: «Солнцестояние» и «Реинкарнация». Это картины про зависимость от судьбы, роль которой христианство отрицает, «это произведения искусства, но которые пересматривать уже не хочется».
Иногда священники смотрят хорроры не по своей воле, а «по службе» – чтобы иметь возможность отвечать на вопросы подрастающего поколения. Так, протоиерей Сергий Воронкин, клирик собора Рождества Иоанна Предтечи Каинской епархии, рассказал, что он пересматривал фильмы «Кошмар на улице Вязов», «Пятница 13» и «Техасская резня бензопилой» именно по этой причине. Хотя священнослужитель не любит сам жанр фильмов ужасов и предпочел бы, чтобы таких картин не было. По мнению Воронкина, ещё более тяжёлое впечатление производят русские фильмы, связанные с какими-то страшными сюжетами. В пример он привёл картину 1997 года «Упырь» с Алексеем Серебряковым в главной роли.
Во многом солидарен с Воронкиным и председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, священник храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость г. Благовещенска Святослав Шевченко. По его словам, в жизни плохих новостей хватает и без фильмов ужасов. Тем не менее он отметил ряд картин, которые сильны не резкими страшным моментами (скримерами), а тем, что заставляют задуматься: «Мне интересны какие-то концепции, которые предлагает режиссёр, сценарист. Когда заложена какая-то глубокая мысль о том, что самое важное в этом мире – любовь, ради любви можно и пожертвовать собой. Когда обязательно есть нравственное зерно. Фильмы, где заложена идея, я с удовольствием смотрю, даже если это фильм с элементами ужастика». Среди таких картин Святослав Шевченко выделил «Тихое место» (реж. Джон Красински), так как там показано, как вся жизнь человека сконцентрирована на том, чтобы тихо себя вести и не шуметь.
Также священнослужитель любит кинопроизведения на стыке триллеров и научной фантастики, например британский хоррор Алекса Гарленда «Аннигиляция».
Кроме того Святослав Шевченко отметил картину «Спаси и Сохрани» режиссёра Чака Рассела с Ким Бессинджер в главной роли. Задумка, что силы зла показаны в виде чёрного облака, – это «более-менее христианский взгляд на инфернальные сущности».
Иеромонах Александр (Митрофанов), руководитель миссионерского отдела Сыктывкарской епархии тоже признался, что фильмы ужасов смотрит редко: «Апостол Павел сказал: «Всегда радуйтесь». А фильмы ужасов к радости мало располагают». Тем не менее, священнику в юности нравились фильмы ужасов, где присутствует юмор, как, например, комедийный хоррор «Зловещие мертвецы 3. Армия тьмы».
Церковные атрибуты, символы и изображения нечистой силы в фильмах ужасов
Представители церкви часто с юмором смотрят, как детали церковной жизни отражаются в хоррорах. Но иногда и с непониманием реагируют на изображение нечистой силы.
«Все церковные атрибуты в фильмах ужасов муссируются постоянно. Причём от самых ранних наивных фильмов ужасов, в которых церковные атрибуты побеждают зло, когда бедный вампир корячится. Вплоть до таких фильмов, когда церковные атрибуты используются для серьёзной критики церкви», – говорит священник Сергей Круглов. Он считает, что далеко не все режиссёры, которые берутся изображать церковь в фильмах ужасов, представляют себе, что это за институт и что такое христианское вероучение. «Бывают исключения, но чаще всего это все на уровне картинки – бесноватые монахини, горящие кресты и всё такое».
Священник Павел Островский комментирует более радикально: «Мне не нравится, когда люди пытаются изобразить то, о чем они явно не имеют представления. То, как показаны обычно нечистые силы, демоны и так далее – мне это не нравится, потому что это неправда. Всё гораздо хуже, всё гораздо хитрее и всё гораздо опаснее. У людей складывается представление, что дьявол такой пугающий – совершенно не факт. Зло оно гораздо глубже, гораздо более изощренное и хитрое, чем это показано в фильмах в том числе и про изгнание дьявола».
«Я уже не говорю про то, что реакции в фильмах зачастую показаны совершенно неадекватные. Столкнувшись с паранормальностью в доме, нормальный человек из этого дома убегает в густонаселенный кабак и там пьёт до утра, лишь бы не возвращаться в это место. Он точно не берёт свечку и не начинает ходить по дому с криками: «кто здесь», – шутит Павел Островский
Протоиерей Сергий Воронкин отметил, что не встречал в своей церковной практике, в духовной жизни то, что показывают в кинематографе, потому что фильмы снимают люди, совершенно не знакомые с религиозной тематикой. Также он считает, что фильмы, например, об экзорцизме не являются привлекательными: «Экзорцизм, изгнание бесов – это ведь очень опасное тяжелое дело. И когда в кинематографе этот вопрос затрагивается, очень часто нам это демонстрируется, как это видит режиссёр. А ведь на самом деле – это трагедия. Это трагедия человеческой жизни».
Священник Святослав Шевченко подтвердил, что в мистических триллерах много выдуманных вещей, которые не связаны ни с Библией, ни с христианством.
«Киношники хоть и зовут консультантов, но они к ним не всегда прислушиваются», – резюмирует иеромонах Александр Митрофанов.