Князей - тьма: 5 самых крутых хоррор-дьяволов - НСТ
Если верить Библии, то Дьявол всегда незримо присутствует рядом с нами, искушает и пытается развратить свежие души. Видимо, по этой причине он нечасто манифестируется напрямую. Зато уж когда появляется собственной персоной – это все всегда стильно и эпично. И не предвещает ничего хорошего. Для сегодняшнего видео НСТ выбрало 5 лучших изображений Сатаны в кинофильмах. Держите распятие под рукой, потому что мы начинаем.
«Константин: Повелитель тьмы» / Constantine
(2005, реж. Френсис Лоуренс)
«Константин» многое отбросил от своего комиксового прародителя, сделав ставку на каст и дорогие спецэффекты. Актёрский состав в картине действительно хоть куда: в заглавной роли – Киану You Are Breathtaking Ривз, а компанию ему составляют Рэйчел Вайс, Тильда Суинтон, Шайа Ла Баф, Джимон Хонсу и рокер Гевин Россдэйл.
Удивительно, но самая запоминающаяся сцена (помимо адского воплощения Лос-Анджелеса) – это небольшой эпизод с Петером Стормаре, играющим Сатану. У актёра было всего несколько минут, чтобы внушить зрителю мощь отца лжи, а заодно рассказать о ненависти Люцифера к Джону Константину. Антихристу подобрали отличный лук: дорогой белый костюм в сочетании с убитыми красными глазами и безотрадным лицом. Остальное было за Петером, и Стормаре лишний раз доказал, что ему хватит и эпизода, чтобы стянуть всё одеяло на себя. А ведь изначально он прослушивался на роль Бальтазара, в итоге отошедшую Россдэйлу.
«Конец света» / End Of Days
(1999, реж. Питер Хайамс)
Когда Нечистый спускается на Землю, чтобы лично обрюхатить будущую мать Антихриста и нести человечеству геноцид, важно подобрать подходящее тело. Чтобы оно с первого взгляда вызывало желание перейти на другую сторону дороги, но при этом выглядело солидно и степенно. В этот образ идеально вписался Гэбриел Бирн. Неважно, что он делает: хватает первую попавшуюся женщину за грудь, убивает священника крестом, читает теологическую лекцию или просто идёт по улице – всё у ирландца получается стильно. И дело, разумеется, не столько в шмотках и монтаже, сколько в харизме Бирна. В конце даже немного жалко, что у его персонажа ничего не получилось: так бы «Конец света» мог плавно перетечь в «Ребёнка Розмари».
«Сердце Ангела» / Angel Heart
(1987, реж. Алан Паркер)
В мистическом нео-нуаре «Сердце Ангела» Сатана принимает облик манерного европейца Луи Сайфера с длинными острыми ногтями, бородой клинышком и декоративной тростью. Пригласить для реализации подобного образа нью-йоркца Роберта Де Ниро – гениальный ход. У Де Ниро всего четыре сцены, включая незабываемый момент, в котором Луи Сайфер тщательно чистит круто сваренное яйцо, обсыпает его угрожающим количеством соли и аккуратно откусывает со словами: «А вы знали, что в некоторых культурах яйцо является символом души?»
А гениальность в том, насколько точен Де Ниро в своих действиях и насколько классно режиссёр Алан Паркер рифмует куски своей картины. Луи Сайферу не нужна трость и не нужна соль. Точно так же, как и фильму не нужны сцены с Робертом Де Ниро: они вносят дополнительное напряжение, но мало двигают сюжет. Точно так же, как и Дьяволу не нужно лично встречаться с героем Микки Рурка: он и так получит своё. Всё вышеперечисленное – символы истинной природы Сатаны: даже когда результат предрешён, главное для него – игра и майндфак.
«Нужные вещи» / Needful Things
(1993, реж. Фрейзер Кларк Хестон)
Шайтану вовсе не обязательно быть зловещим, пугающим или внушительным. Ему достаточно обладать внешностью Макса фон Сюдова, открыть магазинчик в городке Касл-Рок, что в штате Мэн, и стараться во всём угодить покупателю. Ассортимент в магазинчике «Нужные вещи» потрясающий: там найдётся всё, чего вам хочется больше всего на свете. А цены – самые демократичные: достаточно пары долларов и небольшой услуги. Оказывается, всего нескольких подобных услуг хватит, чтобы сорвать с поселения маску дружелюбного городка и превратить его в зону военных действий, где сосед буквально впивается в глотку соседу.
В конце фильма выжившие жители обвиняют во всех бедах торговца Лиланда Гонта, который, безусловно, нашёл слабые места города и с силой на них нажал, пусть и чужими руками. Однако стоят ли спасения люди, столь самозабвенно уничтожающие друг друга, а потом со скоростью пули перекладывающие вину на другого?
«Князь тьмы» / Prince Of Darkness
(1987, реж. Джон Карпентер)
Глядя на вышеперечисленных замечательных актёров, как-то забываешь, что для успешного изображения Лукавого лицедеи не требуются. В «Князе Тьмы» Джона Карпентера Вельзевул – это зелёная жижа, заключённая в большой цилиндр. Жижа оказывается живой и разумной: исследующие её учёные выяснили, что она передаёт дифференциальные уравнения. Путём сложных научных тестов они также узнали, что зелёное воплощение Люцифера – это ещё цветочки, ведь где-то существует и его отец, Антибог. А дьявол, тем временем, подчиняет умы окружающих, вплотную приближая человечество к концу света.
Карпентеру показалось интересным соединить в одной картине Люцифера и антивещество, однако его замысел раскусили не все. Кинокритики изрядно оплевали фильм, зато сборы почти в пять раз превысили производственный бюджет.
К сожалению, наш список ограничен лишь пятью пунктами, поэтому ни Эммануэль Сенье, ни Аль Пачино, ни Тим Карри уже не втискивались. Зато комменты такого ограничения не имеют, поэтому вы можете невозбранно выписывать свои любимые сатанинские киновоплощения. Возлюбите ближнего своего, даже если он по ночам распевает sanguis bibimus, corpus edibus, и до встречи через неделю.
Максим Бугулов специально для НСТ