Опубликован «Абсолютный топ-100» лучших фильмов ужасов всех времён - НСТ
Киноканал «Настоящее Страшное Телевидение» к закрытию II Международного фестиваля фильмов ужасов «Хоррор Фест» составил «Абсолютный рейтинг» ста лучших хорроров. В его основе данные девяти мировых изданий с общим охватом более 900 млн человек в месяц, оценки зрителей, а также мнение программной дирекции киноканала «Настоящее Страшное Телевидение». В общей сложности изначально в списке было более 500 фильмов.
В качестве основы для создания «Абсолютного топа» были выбраны следующие источники: Rotten Tomatoes, IMDB, Paste Magazine, Metacritic, IndieWire, Letterboxd, TimeOut, Кинопоиск и Киномания. Ниже приводится первый топ-20, а полные итоги Абсолютного топа лучших фильмов ужасов опубликованы на сайте НСТ. Рейтинг будет обновляться каждый год.
- «Чужой» (1979)
- «Психо» (1960)
- «Ребенок Розмари» (1968)
- «Изгоняющий дьявола» (1973)
- «Сияние» (1980)
- «Невеста Франкенштейна» (1935)
- «Нечто» (1982)
- «Невинные» (1961)
- «Ночь живых мертвецов» (1968)
- «Прочь» (2017)
- «Носферату, симфония ужаса» (1922)
- «Отвращение» (1965)
- «Челюсти» (1975)
- «Уродцы» (1932)
- «Зловещие мертвецы 2» (1987)
- «Хэллоуин» (1978)
- «Впусти меня» (2008)
- «Глаза без лица» (1960)
- «Франкенштейн» (1931)
- «Реинкарнация» (2018)
Анализ рейтинга выявил несколько закономерностей в восприятии зрителей.
Наибольшую часть Абсолютного топа составляют фильмы, созданные в ХХ веке. Только 32% всего рейтинга занимают картины, снятые после 2000 года, а в первой двадцатке их всего три: детективно-сатирический хоррор «Прочь», который в 2017-м был номинирован на «Оскар» в трёх номинациях, стал обладателем «Оскара» за лучший оригинальный сценарий, мистический триллер шведского режиссёра Томаса Альфредсона «Впусти меня» (2008) и режиссёрский дебют Ари Астера «Реинкарнация», замыкающий топ-20.
12% списка лучших фильмов ужасов — это пионеры жанра, фильмы, снятые в первой половине XX века: «Франкенштейн» (1931), «Невеста Франкенштейна» (1933), «Уродцы» (1932), «Вампир: Сон Алена Грея» (1932), «Кинг Конг» (1933), «Человек-невидимка» (1933), «Люди-кошки» (1942), «Глубокой ночью» (1945). Среди них даже несколько образцов немого кино: «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Носферату, симфония ужаса» (1922), «Возница» (1921), «Фауст» (1926). Причем, 4 картины оказались в первой двадцатке, а «Невеста Франкенштейна» (1933) даже попала в топ-10. Эта картина в 1998 году была внесена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как имеющая большое художественное значение.
В топ-20 попали только два слэшера: обладатель третьего места «Психо» Альфреда Хичкока (1960), который как раз считается предтечей этого жанра. А также хоррор «Хэллоуин» (1978) – один из первых слэшеров в классическом понимании. Знаменитый «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена оказался только на 28 месте топ-100.
Обычно сиквелы менее популярны, чем оригиналы, но в жанре хорроров иногда случается и обратная ситуация. Классический «Франкенштейн» Джеймса Уэйла (1931) расположился на 19 месте, а его продолжение — «Невеста Франкенштейна» (1935) — поднялся до шестого. Первый фильм трилогии Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы» (1981) стоит на 74 месте топ-100, а его продолжение «Зловещие мертвецы 2» (1987 года) – попал в топ-20 и занял 15 место.
В «Абсолютном рейтинге» присутствует почти 10% азиатских фильмов ужасов, которые сейчас бьют рекорды по популярности и попадают в списки лучших хорроров последних лет. На 49 месте стоит южнокорейский триллер «Вопль», на 54 японская хоррор-драма «Женщина-демон» – кстати, Уильям Фридкин использовал черты маски из этого фильма при создании демона-женщины в «Изгоняющем дьявола». Вслед за ним – на 55 – самый кассовый в Южной Корее за 2016 год зомби-хоррор о смертельном вирусе «Поезд в Пусан». Классика японского кинематографа – японский фильм режиссёра Масаки Кобаяси «Кайдан. Повествование о загадочном и ужасном» (1964) занял 69 место. На 80 месте стоит чёрно-белая драма с элементами хоррора Канэто Синдо «Чёрные кошки в бамбуковых зарослях» (1968), на 83 – японский комедийный фильм ужасов «Зомби одним планом» (2017). На 96 – «Вторжение динозавра» от знаменитого южнокорейского режиссёра Пон Джун-хо. И практически замыкает топ-100, оказавшись на 99 месте, японская «Годзилла» (1954).